Четверг, 16.05.2024, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Рефераты,курсовые и многое другое для студентов и школьников!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Интересное

Единая студенческая база рефератов,курсовых.

Главная » Файлы » Курсовые работы [ Добавить материал ]

Развитие предпринимательства
Соглашение об использовании материалов сайта Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена. Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта. Извините за рекламу, она нам помогает существовать!!! Не забываем добавлять свои работы на сайт, выкладывая свои работы, вы помогаете другим!!! 04.05.2011, 16:52

Введение
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Развитие предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.
Однако понадобилось еще некоторое количество времени, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база предпринимательства.
Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.
Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки государства. Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении предпринимательства. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня.
Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Раздел 1
Основы предпринимательства в России

1.1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
На сегодняшний день в мире не существует общепринято¬го определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет ”предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо¬вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”.
Предпринимательство — это особый вид эко¬номической активности (под которой мы понимаем целесо¬образную деятельность, направленную на извлечение при¬были), которая основана на самостоятельной инициати¬ве, ответственности и инновационной предприниматель¬ской идее.
В Законе РФ «О предприятиях и предприниматель¬ской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою иму¬щественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инно¬вационную, консультационную и др., коммерческое посред¬ничество, а также операции с ценными бумагами.
Указанные виды деятельности могут осуществляться не¬посредственно одним человеком или коллективом (партне¬ры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть :
-граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
-граждане иностранных государств и лица без граждан¬ства в пределах полномочий, установленных законом;
-объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя приобретается только посредст¬вом государственной регистрации предприятия. В тех случа¬ях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индиви¬дуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.
Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
-самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (ин¬дивидуальная трудовая деятельность),
-руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обяза¬тельства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимо¬отношений и материальной ответственности сторон, основа¬ния и условия расторжения договора.
Собственник имущества не имеет права вмешиваться в де¬ятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем) за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и за¬коном.
В соответствии с законом «О предприятиях и предприни¬мательской деятельности» предприниматель (руководитель) имеет право:
-привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственнос¬ти, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
-самостоятельно формировать производственную про¬грамму, выбирать поставщиков и потребителей своей про¬дукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
-осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
-осуществлять административно-распорядительную дея¬тельность по управлению предприятием;
-нанимать и увольнять работников от имени собствен¬ника предприятия.
По всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и за¬ключенными им договорами и нести ответственность по за¬кону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законода¬тельства, несоблюдение безопасных условий труда, реализа¬цию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ¬ством, качеством, внедрение новых методов организации про¬изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо¬действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, по¬лучаемый в результате реализации принятого предпринима¬тельского решения по производству и поставке на рынок това¬ра, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Предпринимательство как особая форма экономической ак¬тивности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:
-предпринимательство государственное;
-предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными ор¬ганами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государ¬ственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное пред¬приятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального иму¬щества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятель¬ство, что они отвечают по своим обязательствам только иму¬ществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обя¬зательствам государства).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве таково¬го) или предпринимателя (если такая деятельность осуще¬ствляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Формула предпринимательства проста: получение макси¬мальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реа¬лизация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являют¬ся риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос).
Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет что-то новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производст¬ва, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия.

1.2.История развития коммерческой деятельности в России

Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к VIII – IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки ("торг”, "торжище”). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X – XII вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов.
Прасол – посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и направляет его в определенные торговые или сортировочные пункты, откуда этот товар поступает в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, мед, воск, смола, меха, лен, пенька.
Офеня (коробейник) – странствующий торговец, развозящий по всюду мелочный товар. Если прасол был максимально приближен к производителям продукции, то офеня - к конечному покупателю.
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или производителями различных видов товаров).
В Древней Руси употреблялись в основном два термина - "купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость” (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северно-Восточной Руси на рубеже XIII – XIV вв.
Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде. И др.
В XIII в. купечество было оформлено как новое купеческое сословие с образованием гильдии (привилегированное гильдейское купечество).
Впервые основы правильной коммерческой деятельности в России были заложены Петром Великим, который проявлял много заботы и прикладывал немало трудов для развития и расширения Русской торговли.
Несмотря на все свое знание торгового дела, Петр I сам нередко сознавался, "что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруднений”. Главное препятствие заключалось в том, что русские люди, несмотря на всеми признанную свою способность к торговле и промышленной деятельности и на свою изворотливость и сметливость, не имели, однако, никакой опытности в торговле, особенно во внешней торговле, которую до Петра Великого почти никто в России не занимался.
Между тем, торговое дело, и особенно международное, больше всякого другого дела требует опыта и обширного знакомства с развитыми странами. Когда, например, пришлось заключать договор с Голландией, в России не нашлось ни одного человека, кроме самого царя, который знал бы, какие товары принадлежат ввозу-вывозу и каких выгод следует добиваться, заключая этот договор. В ту пору много вредила коммерческим делам (особенно иностранцам) привычка русских купцов к обману, которую Петр Великий всячески старался искоренить.
Много делал царь для развития внешней торговли. Русские торговцы вели внешнюю торговлю вразброд, каждый сам по себе, на свой риск и страх. Оттого силы и средства отдельных русских купцов, как правило, были недостаточны для этого дела, оттого они не могли выдержать конкуренции иноземных купцов и постоянно оставались в убытке. Иностранные же купцы уже в те времена действовали во внешней торговле большей частью в складчину или компаниями и во всяком случае всегда сговорившись между собой.
Поэтому Петр I сам всегда выбирал, какой товар следует вести за границу, рассчитывая на верный сбыт, и учил русских купцов вывозить товары туда, где не было конкуренции иностранных торговцев. А главное Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща "компаниями”, как торгуют в иностранных государствах. Он всячески поощрял попытки русских купцов к объединению в общество для производства торговли с Персией, Восточно-Китайское купеческое общество, поощрял отправление детей купцов в иностранные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа торгового предпринимательства.
В области внутренней торговли Петр I также провел огромные преобразования. В 1713 г. он даровал право всем людям без исключения свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; ограничил так называемую казенную торговлю, которая стесняла частную промышленность; была создана торговая (коммерческая) коллегия при Сенате, руководившая торговыми делами в государстве. В 1703 г. в Санкт-Петербурге Петром I была создана первая биржа. Позднее биржи стали создаваться в крупных приморских торговых городах (Рига, Архангельск). При биржах учреждались присяжные маклеры, записи (решения) которых имели силу судебных (ссудных) протоколов. На биржах купечество собиралось для ведения торговых операций, оборота векселей, принятия постановлений.
Таким образом, эпоха Петра Великого послужила мощным импульсом для развития коммерческой деятельности в России.
В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу.
Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства.
После октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном резко отрицательное.
В период "военного коммунизма” коммерческая деятельность была запрещена. В период нэпа (1921 -1928) произошло оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета. Но по мере ввертывания нэпа административно-командные методы, жестокая централизация управления и планирования стали вытеснять коммерческие отношения, экономические методы хозяйствования.
До второй половины 60-х годов отношение к коммерческой деятельности в стране по-прежнему резко отрицательное. Считалось, что "коммерция”, "коммерсант” – понятия, чуждые социализму, советской торговле, порождение капитализма, капиталистической торговле с их неизбежным злом.
Во второй половине 60-х годов в связи с попытками осуществить хозяйственную реформу и оживить товарно-денежные отношения повышается интерес к коммерческой деятельности, организации коммерческих отношений. И наконец, в 1990 г., с началом перестройки нашего общества и перехода к рыночным отношениям, отношение к коммерческой работе меняется, ее значение резко повышается.
Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организаций коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в рыночных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.
Существовавшие ранее административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле в основном распределительными функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания на производство продукции, так же распределялись и фонды. От работников нижестоящих звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено на верху.
При переходе предприятий на полную хозяйственную самостоятельность, самофинансирование и самоуправление, с развитием предпринимательства и рыночных отношений коренным образом меняются принципы и методы коммерческой работы, порядок формирования товарных ресурсов. Эти принципы характеризуются, в частности, следующим:
-Свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
-Множеством источников закупки (поставщиков);
-Экономическим равноправием партнеров;
-Саморегулирование процессов поставки и купли-продажи товаров;
-Свободой ценообразования;
-Конкуренцией поставщиков и покупателей;
-Строгой материальной и финансовой ответственностью сторон за выполнение принятых обязательств.
Переход СССР, а затем России от планово-распределительной системы к рыночным условиям хозяйствования потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. К сожалению, переход к рыночным отношениям начался без разработки руководством страны обоснованной стратегии развития торговли, создания правовой базы рыночных отношений, полного устранения государства от регулирования товарно-денежных отношений, в условиях развала хозяйственных связей между республиками бывшего Союза.
Опоздание в разработке нормативной базы, чрезмерное налоговое давление, отсутствие поддержки отечественного производителя породило много негативных явлений в коммерческой деятельности, загнало значительную часть предпринимателей в теневую экономику со своими неписаными законами, далекими от принципов цивилизованных коммерческих отношений.
Вместе с тем, наметившийся в последнее время прогресс в развитии отечественной правовой законодательной базы не вызывает сомнения в неизбежности позитивного развития коммерческих отношений в сфере товарного обращения страны.
1.3.Организационные формы предпринимательства

Все многообразие видов предпринимательских структур является проявлением видовых различий трех организационных форм предпринимательства: индивидуальной, товарищества или партнерства и корпорации (акционерные общества). Названные формы принято делить на две группы - частные и общественные. К первой группе относятся индивидуальные предприниматели и партнерства, а ко второй - корпорации.
Деление это носит не формальный характер. Во-первых, для индивидуальной, частной формы и товарищества обычно характерно непосредственное объединение функций владения и управления, в то время как корпорации присуще полное обособление этих функций. Во-вторых, что касается частных форм, то хозяйственная ответственность по осуществлению предпринимательской деятельности, как правило, распространяется на самих владельцев. Здесь собственность предприятия не отделена от собственности владельца, в отличие от корпораций, где такое отделение четко зафиксировано, ограничивая ответственность ее владельцев. В-третьих, если корпорации обязаны функционировать в открытой для общества форме, публикуя ежегодно отчет о результатах своей финансовой деятельности, то индивидуальные предприниматели и товарищества вправе сохранять конфиденциальность в этом отношении, предоставляя подобную информацию только уполномоченным органам.
Индивидуальные предприниматели – лица, осуществляющие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за ее результаты.
В странах рыночной экономики индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации предпринимательства, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство - самая простая форма предпринимательства. Тем не менее, распространенность ее обусловлена не только простотой организации и оформления, но и в силу ряда имеющихся у нее преимуществ, - сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.
Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.
Индивидуальные предприниматели в наибольшей степени приближены к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость - важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, она имеет и ряд недостатков. Во-первых, отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство, так как его финансовые возможности ограничены. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограничены у него возможности в получении всей возможной экономии от масштаба производства. Все это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность мелкого предприятия. Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций - управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой - снижает эффективность руководства в целом как в силу чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы предпринимательства является полная хозяйственная ответственность предпринимателя. Она как бы делает его заложником своего "дела". Ведь в правовом отношении предприниматель отвечает не только активами предприятия, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности индивидуального предпринимателя.
Стоящие перед индивидуальным предпринимателем проблемы ограниченности ресурсов и высокого риска могут быть в известной степени преодолены посредством организации товарищества.
Товарищество (партнерство) - объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.
В ряду характеризующих товарищество черт следует выделить:
-фиксированный состав участников;
-долевое участие в предприятии;
-участники несут личную имущественную ответственность.
В организационном плане товарищество, хотя и требует договора между его участниками, остается достаточно простой формой организации предпринимательства. Между тем, сохраняя преимущества индивидуального предпринимателя, эта форма дает куда большие возможности для привлечения ресурсов в силу расширения круга участников. Более широкая имущественная база позволяет расширить возможности привлечения кредитных источников, гарантируемых теперь имуществом всех участников. Товарищество - это, по сути дела, специфическая форма разделения риска. Будучи разделенным среди участников товарищества, риск снижается в отношении каждого из них. Кроме того, объединение знаний многих людей, возможности их специализации на определенных функциях управления предприятием в значительной степени снимают проблемы, с которыми сталкивается отдельный индивидуальный предприниматель. В значительной степени повышается устойчивость самого предприятия, существование которого теперь не столь сильно связано с личностью владельца, поскольку паи могут быть переданы другим лицам в случае выхода кого-либо из участников из дела.
Однако и товарищество не лишено недостатков. Во-первых, разделение функций управления среди участников товарищества создает трудности в виде возможного возникновения конфликтов как на основе конкуренции между участниками, так и борьбы за лидерство. Кроме того, снижается оперативность в принятии решений. Во-вторых, товарищество все же сохраняет в себе чрезмерную ответственность участников притом в значительной степени теперь обусловленную и чужими ошибками. Все это делает данную форму организации предпринимательской деятельности достаточно уязвимой, Не случайно она наименее распространена.
Корпорация - основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников. Корпоративная форма организации предпринимательства сложилась в конце ХIХ века и была обусловлена качественными сдвигами в производительных силах общества. Она как раз явилась той формой, которая, с одной стороны, расширила базу привлечения финансовых средств, обеспечив мобилизацию капиталов, а с другой, ограничила уровень риска чрезвычайно возросшего в связи с масштабными финансовыми вложениями.
В современной рыночной экономике именно корпорации играют ключевую роль. Имея скромную долю в структуре организационных форм – не более 20-25%, корпорации дают 80-90% хозяйственного оборота. Между тем, сущностные особенности корпорации связаны отнюдь не с масштабностью их деятельности, тем более что большинство корпораций все же имеют довольно скромные размеры.
Главная экономическая особенность корпоративной формы состоит в том, что она выступает законченной формой обособления собственности от управления и экономически и юридически обособлена по отношению к ее учредителям и участникам, что в корне отличает ее от единоличных предпринимателей и партнерств. Обособление собственности и управления обеспечило корпорации те неоспоримые преимущества, которые и обусловили ее ведущую роль в экономике. Во-первых, ограничение имущественной ответственности, позволило привлечь к инвестированию широкие слои населения, обеспечивая достаточно быструю по времени и значительную по объемам централизацию капитала. Кроме того, снижение риска способствует активизации новаторской функции предпринимательства. Во-вторых, обособление функции управления функции от собственности обусловило чрезвычайную устойчивость корпорации как хозяйственного образования, существующего не зависимо от ее учредителей и участников. Это создало условия для стабильного, ориентированного на перспективу развития и выдвинуло на первый план задачи реализации долгосрочных стратегических целей, что при способности корпоративной форм централизовать значительные капиталы дает ей неограниченные возможности для роста. В-третьих, беспрепятственное, в условиях развитого рынка ценных бумаг, перемещение долевого участия через куплю-продажу акций дает еще одно существенное преимущество - ликвидность, т.е. возможность обратить инвестированные средства в денежную форму, что является чрезвычайно привлекательным для широких масс потенциальных инвесторов.
Конечно, как и любая другая форма, корпорация также не лишена недостатков. Прежде всего, это организационные трудности, возникающие оформлении и регистрации данной формы, преодоление которых требует значительных усилий и средств. Кроме того, сам порядок образования корпоративных образований достаточно жестко регулируется и связан с определенными ограничениями. Существенным недостатком корпоративной формы организации является излишнее налоговое бремя, возникающее в связи с двойным налогообложением - сначала прибыли корпорации, а затем выплачиваемых акционерам дивидендов. Требования открытости в виде обязательной публикации ежегодных отчетов о финансовом состоянии не только делают корпорацию более уязвимой для конкурентов, но и ориентируют управляющих на достижение краткосрочных целей, чтобы удовлетворить требования акционеров и привлечь инвесторов.
Однако наиболее сложный вопрос для корпоративной формы – это взаимоотношения между акционерами и управляющими. Хотя юридически корпорация принадлежит акционерам, они редко заняты в управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в выработке стратегии хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать влияние путем смены руководства, но не располагая достаточной информацией они обычно склонны поддержать предложения руководства. Поэтому реальная власть оказывается сосредоточенной в руках управляющих, повседневно осуществляющих руководство корпорацией. Эта проблема может быть смягчена при помощи инструментов как законодательного, так и экономического характера. В первом случае в виде механизмов контроля за деятельностью управляющих, а во втором - форм материального стимулирования как способа вынудить управляющих работать в интересах акционеров. Ясно одно, чем более распыленным является акционерный капитал, тем более вероятной становится возможность злоупотреблений со стороны управляющих.
Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным из них является акционерное общество, мобилизующее капитал путем выпуска ценных бумаг: акций и облигаций. Держатели акций общества являются совладельцами и имеют право на участие в управлении им, в то время как держатели облигаций, получающие фиксированный доход, выступают лишь в роли кредиторов и не принимают участия в управлении. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Поэтому их часто называют общественными, хотя по сути это частные предприятия. Среди других типов корпоративной организации следует отметить, так называемые S-корпорации, представляющие собой сочетание качеств корпорации и партнерства. Как и в акционерном обществе, держатели акций S - корпорации, количество которых законодательно ограничивается, несут ограниченную ответственность, избегая в то же время двойного налогообложения. Нельзя не сказать о холдингах, являющихся держателями акций других корпораций и выступающих, таким образом, своеобразной формой регулирования всей корпорацией. Довольно широкое распространение получили профессиональные корпорации, представляющие собой объединения по профессиональному признаку - юристов, медиков и т.п., участники которых оказывают соответствующие услуги. Профессиональные корпорации - это своеобразная форма акционерного общества закрытого типа.

1.4. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике

В последнее время многие экономисты все чаще используют понятие «новая экономика».
Современный экономический словарь дает нам следующую трактовку рассматриваемого понятия: «новая экономика — совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.»
Таким образом, основу новой экономики составляют так называемые «постиндустриальные» отрасли, производящие и внедряющие новые технологии. Уже сегодня мы наблюдаем на фоне общего падения в отраслях старой экономики продолжающийся рост в отраслях, отвечающих за продажи, продвижение к покупателю, связь, дистанционное образование. Следует признать, что первыми обеспечить инновационность своей национальной экономики удалось США, за счет более раннего, массового и эффективного использования новейших технологий связи и информатики (прежде всего появившихся тогда web-технологий) в сфере продвижения товара к потребителю. В 2001-2003 гг. европейцы фактически догнали США в сферe связи, информатики, современных технологии продвижения товара к потребителю. Интересен тот факт, что в новой экономике стоимость продукта формируется исходя не из объективных рациональных представлений о полезности продукта для потребителя (это было в индустриальной экономике), а из субъективных представлений о товаре, возникших в процессе продвижения товара к покупателю и навязанных ему представлений. Переизбыток получаемой потребителем информации способствует процессу формирования стоимости товара в сфере PR и продаж, нежели производства.
Между тем, истинно рыночная экономика характеризуется следующими параметрами:
превышение эффективности основного производственного капитала над эффективностью торгового или финансового путем осуществления инвестиций в производственный сектор, а не аккумуляции денежных средств в постоянно нарастающих масштабах финансового сектора и свойственных ему авантюрных финансовых пирамидах и т. д.;
наращивание объемов производства путем активизации кредитных отношений в данной сфере;
порядок в осуществлении взаиморасчетов предприятий друг с другом и государством.
На фоне данных экономических факторов глобального порядка положение самого российского предпринимательства можно оценить как кризисное. Данное заключение вытекает анализа следующих явлений.
Во-первых, изучение состояния важнейших ресурсных рынка, позволяет констатировать, что российский предприниматель сталкивается с отсутствием широкой информации о ресурсах, порядке и условиях доступа к ним; с недостаточной степенью конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов; усложненностью доступа к ресурсам; с нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот.
Во-вторых, состояние финансового рынка, характеризующееся отсутствием стабильности, частыми изменениями процента рефинансирования, а также осторожностью банков в предоставлении малым предприятиям кредитов и требовании высоких процентов, отнюдь не способствует укреплению позиций предпринимательского сектора.
В-третьих, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес, не позволяют малому бизнесу находить и качественно обслуживать те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.
В-четвертых, хаотичность информационного рынка, дороговизна и низкое качество предоставляемой информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность.
Усложняет проблему развития отечественного предпринимательства то обстоятельство, что новые экономические отношения, рыночные структуры и связи складываются в хозяйственной системе России не естественно-историческим путем, а в соответствии с волей и действиями самих людей, сознательно разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так называемого субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость, как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований. Наиболее зримо это проявляется в следующем:
развитие деформированной системы отношений присвоения (на долю богатых и состоятельных российских граждан сегодня приходится примерно 78% в общем денежном доходе населения);
крайняя степень социального расслоения граждан — 10% самого богатого населения в России сегодня имеют доходы, превосходящие доходы десяти процентов самого бедного населения в 40 раз; с позиций экономической безопасности предельное соотношение составляет 10:1;
дисфункции правовых норм и др.
В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры. При этом наиболее серьезный регресс охватил самые современные производства и выразился в откате России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство производств готовой продукции, замыкающих воспроизводственный контур пятого технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает спад производства других видов готовой продукции, произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами. Доля современного технологического уклада в структуре производства машиностроительной продукции сократилась. Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологической основы устойчивого экономического роста, нарастание технологического отставания российской экономики. Сегодня как никогда необходима государственная поддержка инновационного предпринимательства, которое является нашей последней надеждой.
Особую роль в возрождении отечественной экономики могло бы сыграть предпринимательство, которое в условиях рынка выступает четвертым фактором производства в дополнение к денежным, материальным и человеческим ресурсам. Особенно велики возможности малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
В таких отраслях экономики, как наука и научное обслуживание, деятельность по обеспечению функционирования рынка малое предпринимательство не получило широкого распространения: их суммарная доля от общего числа малых предприятий менее 3,5%.
Успешное развитие малого предпринимательства невозможно без целенаправленной государственной поддержки, связанной с формированием благоприятной предпринимательской среды и созданием разветвленной инфраструктуры деловых услуг.
Воздействие государства на становление и развитие МП (малого предпринимательства) осуществляется через финансовый механизм, который представляет собой систему определенных финансовых рычагов, выраженных в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
В настоящее время необходимо усилить регулирующую функцию налогов, способствующую выравниванию сложившихся диспропорций в экономике. С этой целью целесообразно ввести модернизированный налог на превышение расходов оплату труда как регулятор роста заработной платы и стабильный источник доходов бюджета. В основу образования нормированных затрат на оплату труда может быть положена величина прожиточного минимума (а не официальная минимальная месячная оплата труда, которая устанавливается исходя из финансовых возможностей государства, ничего общего не имея с величиной прожиточного минимума и со сложившейся средней заработной платой), умноженная на установленный коэффициент и фактическую численность работников.
Что касается структуры отечественной экономики, то ее нельзя рассматривать как единый объект. В России одновременно развиваются несколько экономик. Так существуют экспортоориентированные и все остальные компании. К первым относятся предприятия с долей экспорта в реализации не ниже 20-30 %. У таких компаний экономика и зарплата одна, у всех остальных — принципиально иная. Другой срез классификации — это бывшие советские приватизированные предприятия и предприятия, созданные с нуля. У них, как правило, принципиально разная фондо- и капиталоемкость и, соответственно, разная эффективность деятельности.
Социальная сфера, реализуя функцию удовлетворения потребностей населения через организации, связанные системой технологических связей, по сути своей является сферой услуг, поскольку производимые в ней блага в большинстве своем выражаются в виде услуг. Данное свойство социальной сферы сложилось в силу закономерных макроэкономических процессов перехода потребностей населения в область сервисного обслуживания. Поскольку социальная сфера (сфера услуг) требует постоянного притока трудовых кадров, по своим масштабам охвата трудоспособного населения она получает возможность влияния на экономическую жизнь страны.
На нынешнем этапе развития предпринимательства действие рыночных механизмов приводит к тому, что предприятия малого бизнеса концентрируются в сферах деятельности с низкой фондоемкостью и высокой трудоемкостью, где прибыли традиционно высоки. Названным параметрам на 100% соответствует социальная сфера. И данное обстоятельство следует воспринимать как объективный результат сегодняшней действительности — малый бизнес в сфере услуг занял нишу, которая долго пустовала. Социальная сфера стала одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики, охватывая широкое поле деятельности — от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разнообразного рода.
Возвращаясь к способам ведения хозяйственной деятельности в целом по стране, следует отметить, что значительную роль в формировании экономического положения современной России играют процессы гипертрофированного «затенения» экономической деятельности, масштабы которого в последнее десятилетие резко возросли по сравнению с советскими временами, став результатом перехода страны к рынку. Официальная статистика не позволяет ответить на целый ряд вопросов, в частности, как выживает российское население при официально регистрируемой средней заработной плате; почему число банковских накоплений населения растет, а число вновь образуемых на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается. Есть все основания предполагать, что проблема выживания, первоначального накопления капитала решается сегодня а России путем активного включения населения в различные процессы, разворачивающиеся в рамках теневой экономики.
Таким образом, среди ключевых факторов развития предпринимательства в нашей стране можно выделить следующие:
Высокая инновационная активность. Мы упоминали о том, что предпринимательская активность должна быть сугубо инновационной. Однако поиском новых путей развития в нашей стране, собственно, никто не занимается. Можно упомянуть о снижении налогов. Но это вряд ли результативно (например, в США уровень налогообложения существенно выше, что отнюдь не является препятствием на пути инновационной деятельности).
Рост потребительских расходов населения. В России ежегодно фиксируется рост доходов населения. Но где находится точка отсчета, если, согласно данным государственной статистики, более 31 млн. чел. относится к числу наименее обеспеченных? Как отмечал председатель Счетной палаты С. В. Степашин, «мы вынуждены признать, что большинство россиян живут за чертой бедности. И особенно тревожит тот факт, что сегодня центр тяжести бедности переместился в сторону работающего населения. В России удельный вес трудоустроенных граждан с зарплатой ниже прожиточного минимума превышает 42% от численности работающих».
Строительство жилья. В России был принят ряд новых законов, регламентирующих ипотечное кредитование. Но смогут ли воспользоваться новыми возможностями находящиеся за гранью бедности 31 млн чел. (особенно в кризисный период)?
Эффективность капиталовложений. Сама постановка вопроса диаметрально противоположна ситуации в отечественной экономике, У нас ждут инвестиций, не задумываясь о том, смогут ли их использовать эффективно. Сегодня все субъекты хозяйствования на всех уровнях заняты поиском инвестиций, лучше всего — зарубежных. В результате на государственном уровне принимаются недальновидные решения, компании распродают активы и пр.
5. Высокая конкурентоспособность. Хотелось бы рассмотреть этот вопрос более подробно. И не только потому, что он близок к рассматриваемой нами теме, но и в связи с его колоссальной важностью для роста и развития отечественной экономики. Вот что пишут Дж. Грейсон и К. О'Делл, анализируя опыт создания в США Президентской комиссии по повышению конкурентоспособности американских товаров. В отчете комиссии конкурентоспособность определялась как «...способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках при одновременном поддержании и повышении жизненных стандартов, равных или более высоких, чем у конкурентов». Последнее очень важно. Ведь конкурентоспособность повышается и при снижении жизненного уровня населения страны (сокращение заработной платы, девальвация национальной валюты). В отчете комиссии было зафиксировано еще одно важнейшее положение: «Основой роста американской конкурентоспособности является опережающий — по сравнению с нашими главными торговыми партнерами— рост производительности труда».
Известный американский экономист М. Портер обосновал четыре основных фактора, оказывающих главное влияние на конкурентоспособность страны или региона; «развитый национальный спрос, наличие группы взаимоподдерживающих отраслей, сильная и эффективная внутристрановая конкуренция, современный менеджмент». При этом в качестве основных потенциалов, определяющих развитие, ученый выделил не столько трудовые и природные ресурсы, сколько коммуникации, науку и образование.
Следовательно, рост производительности труда требует эффективного управления. Об этом свидетельствуют и данные статистики. Объем ВВП России пока не достигает соответствующего показателя Бразилии. Он в 5 раз меньше, чем в Китае, и в 10 раз меньше, чем в США. Поэтому российскому правительству необходимо предпринять меры, направленные на повышение темпов экономического роста, в числе которых должно быть развитие предпринимательства.
Страна с низкой производительностью труда, видимо, сможет найти для себя определенные рыночные ниши в международной экономической системе. Она будет специализироваться на тех видах деятельности, которые более развитые в экономическом отношении страны рассматривают как не слишком выгодные. Уровень же конкурентоспособности может поддерживаться за счет снижения реальных доходов населения и уровня жизни. Страна с низкой производительностью как бы платит, таким образом, за сравнительную неэффективность хозяйственной деятельности компаний, получая все меньше поступлений от экспорта, вынужденно снижая жизненные стандарты и скатываясь на более низкие позиции в мировой экономике.
Таким образом, условием развития предпринимательства является правильно организованное, эффективное управление на всех уровнях (государство, предприятия, организации и учреждения). Для оценки результатов предпринимаемых мер должны использоваться показатели производительности и качества, конкурентоспособности, качества жизни населения страны.

[ Скачать с сервера (133.5 Kb) ]
Категория: Курсовые работы
Просмотров: 2319 | Загрузок: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Интересное

Завал - весь материал для студентов бесплатно!!! © 2024
HASH(0x40d8d48)